Главная / Новости / 8 июля исполнилось 76 лет со дня выпуска первого уральского грузовика
8 июля 2020 года исполнилось 76 лет со дня выпуска первого уральского автомобиля. Первый миасский грузовик «ЗиС-5В», ласково прозванный в народе «Захаром», сошел с конвейера 8 июля 1944 года. За прошедшее с того момента время на дороги России и всего мира было выпущено свыше миллиона четырехсот тысяч грузовиков марки «Урал», созданы десятки семейств мощных, выносливых и надежных грузовиков.
8 июля 2020 года исполнилось 76 лет со дня выпуска первого уральского автомобиля. Решение об эвакуации промышленных предприятий в глубокий тыл было принято правительством страны в октябре 1941 года. Уже 15 октября Московский автозавод приступил к эвакуации работников и оборудования в Ульяновск, Челябинск, Шадринск, Троицк. 30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны страны принял решение организовать в Миассе автомоторное и литейное производство, эвакуированных с завода ЗиС. На далекий Урал в конце ноября 1941 года был отправлен эшелон с Московского автозавода с оборудованием цехов моторного и коробки скоростей.
Производственные корпуса возводились в рекордно короткие сроки. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач. Наравне со взрослыми в цехах трудились и подростки. По решению Государственного Комитета Обороны 14 февраля 1943 года завод был преобразован в автомобильный.
Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В» сошел с конвейера эвакуированного из Москвы завода 8 июля 1944 года. «Первенец» с номером 0001 вывел из проходной водитель Дмитрий Фролович Колесов. Второй и третий автомобили вывели из заводских ворот кадровые рабочие А.В. Мурашов и Д.В. Манаенков.
«ЗиС-5В» изготавливался по документации Московского ЗиСа. Двухосная бортовая машина грузоподъемностью 3 т имела упрощенную конструкцию: кабину с деревянным каркасом, обшитую рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформу только с задним откидным бортом, тормоза только задние, механические, и др. Автомобиль комплектовался двигателем «ЗиС-5М» повышенной мощностью до 76 л.с. и развивал максимальную скорость до 60 км/час.
20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт, а уже 30 сентября с конвейера сошел тысячный автомобиль. Автомобили из Миасса сыграли значительную роль на завершающих этапах войны. Они считались лучшими грузовыми автомобилями военного времени, с честью прошли по дорогам войны вплоть до Берлина. Они перевозили людей и боеприпасы, доставляли почту и продовольствие. При необходимости «ЗиС-5В» использовали как тягач для артиллерийских орудий массой до 2,5 тонн. За годы войны уральские автомобилестроители отправили на фронт несколько тысяч грузовиков, солдаты и водители прозвали надежный и выносливый грузовик «Захаром». На шасси «ЗиС-5В» делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили. Приближавшие Великую Победу Автомобили «ЗиС» в знак памяти и благодарности стоят на постаментах в различных городах России.
В послевоенные годы Уральский автозавод освоил массовый выпуск автомобилей, необходимых народному хозяйству страны. Легендарная военная «трехтонка» «ЗиС-5В» стала основателем целого модельного ряда уральских машин, среди них: покоритель целины «Эмка» - «ЗиС-355М», автомобили повышенной проходимости «Урал-375» (эпоха трехосных бензиновых «Уралов»). Далее последовала дизелизация миасских вездеходов (создание «Урала-4320» и целого семейства на его базе), было налажено производство автомобилей для сельского хозяйства, для нефтегазового комплекса, организация и производство вахтовых автобусов на шасси «Урал», выпуск бескапотных грузовиков, производство полноприводных автомобилей повышенной грузоподъемности «Урал-6370» - таковы основные этапы и вехи автомобильной истории уральского завода. С момента схода с конвейера первого грузовика автозавод выпустил на дороги страны более одного миллиона четырехсот тысяч автомобилей.
Диверсификация продуктовой линейки, постоянное обновление модельного ряда с учетом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей, являются одними из основополагающих принципов деятельности предприятия. В 2015 году автозавод вывел на рынок новый полноприводный автомобиль «Урал NEXT». В автомобиле «Урал NEXT» легендарная проходимость миасского внедорожника успешно совмещена с современным уровнем комфорта, надежности и безопасности. Также среди новинок: новая экспортная модель – бортовой автомобиль «Урал NEXT» с колесной формулой 6х6 с правым рулем, модели грузовиков для строительной отрасли: самосвал «Урал-6370» с двигателем на метане, спецшасси с колесной формулой 8х8 повышенной грузоподъемности до 30 т, седельный тягач «NEXT» со спальным местом, грузопассажирский бригадный «Урал NEXT» с двухрядной кабиной и многие другие.
В 2018 году автомобильный завод «Урал» объявил о старте серийного производства и начале продаж автомобилей дорожного семейства. Дорожное семейство включает самосвалы грузоподъемностью до 15,6 т для перевозки насыпных и навалочных грузов, седельные тягачи с полной массой автопоезда до 62 т и шасси под установку спецтехники. Автомобили «Урал NEXT 6х4» могут использоваться на дорогах общего пользования и технологических дорогах. В 2019 году автозавод «Урал» создал бескапотную версию дорожного грузовика, что является новым этапом развития линейки дорожных «Уралов». В 2020 году планируется выпуск этого нового перспективного продукта – дорожного грузовика с бескапотной кабиной - на российский рынок. Также автозавод ведет активную работу по созданию автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива.
Сегодня автозавод «Урал» выпускает около 900 различных опций и комплектаций автомобилей под потребности заказчиков. Благодаря высокой проходимости, эксплуатационной надежности и многофункциональности «Уралы» успешно работают в самых сложных условиях: тушат лесные пожары, помогают спасать людей, строить и развивать инфраструктуру отдаленных регионов. Сервисно-сбытовая сеть автозавода «Урал» включает более 100 сертифицированных сервисных центров, и это количество постоянно увеличивается.
Автомобили «Урал» стали еще более надежными, более грузоподъемными, удобными в эксплуатации, поскольку проведенная глубокая модернизация узлов, агрегатов и систем обеспечивает повышение удельных характеристик автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств, и позволяет достигнуть высоких показателей надёжности и качества. Сегодня автозавод «Урал» благодаря расширению и обновлению модельного ряда с учетом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей, развитию товаропроводящей сети, является одним из лидеров российского рынка полноприводных грузовых автомобилей.